НА  ГЛАВНУЮ  СТРАНИЦУ сайта ГБДОУ ЦРР - д/с № 45

 
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы учреждения
 
 

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

В процессе мониторинга будут исследоваться ЗУН, как средство развития у ребенка физических, интеллектуальных и личностных качества путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Периодичность диагностики: сентябрь, май. Промежуточная – по мере необходимости.

Диагностика должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Диагностика результатов освоения дошкольной образовательной программы состоит из педагогической и психологической составляющей.

Педагогическая часть диагностики состоит из диагностических методик для детей, опросников для воспитателей, схем наблюдения за ребенком для воспитателей и должна быть доступна воспитателям.

Методики и технологии, используемые при диагностике
 
Направление Название методик Участники Время
1.Физическое развитие и здоровье детей Диагностические тесты по общероссийской системе мониторинга с 2007 года Все возрастные группы Сентябрь(первичная)
в теч. года (срез)
май (итоговая)
2. Познавательное развитие Диагностические тесты, составленные педагогами д/с по критериям указанным в программе «Детский сад 2100» Все возрастные группы Сентябрь, май
2.1. Познавательно-исследовательская деятельность   Старший возраст По тематическому плану воспитателей
2.2. Валеология Комплексная диагностика по программе Регионального компонента С младшего возраста По тематическому плану воспитателей
3. Социально-нравственное развитие Диагностические тесты Е.Р. Ривиной Со 2 мл.группы Сентябрь, май
3.1. Нравственно-патриотическое воспитание Диагностические тесты разработанные педагогом ДОУ с использованием рекомендаций Е.Р. Ривиной Старший возраст По тематическому плану воспитателя
4. Художественно-эстетическое развитие Диагностические тесты, составленные педагогами д/с по критериям, указанным в программе «Детский сад 2100», «Цветные ладошки» Лыковой Все возрастные группы Сентябрь, май
Психологическая готовность к школе Диагностика готовности ребенка к школе под ред. Н.Е.Вераксы.
Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йорасика.
Методика Эльконина «Графический диктант».
Методика определения мотивационной готовности к обучению в школе.
Подготовительные группы Апрель-май
 
Психологическая часть направлена на определение психологической готовности к школьному обучению (проводится психологом). Содержание диагностики должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Цель педагогического мониторинга – создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии и развитии ОП как компонента образовательной системы.

Задачи педагогического мониторинга:
  • обеспечит системный, научно-обоснованный подход к педагогическому управлению образовательной деятельностью;
  • определить возможности и обеспечить технологически условия для проведения постоянного слежения на основе показателей и критериев;
  • обеспечить субъектов образования регулярной информацией о процессе воспитания, обучения ребенка в ДОУ на основе анализа и прогнозирования состояния и развития психолого-педагогических условий;
  • обеспечить условия для осуществления педагогической оценки развития и актуального состояния детей при соблюдении определенных правил и принципов.
Мониторинг в управлении образовательным процессом
  1. Наблюдение, самооценка.
  2. Аттестация.
  3. Контроль.
  4. Экспертиза.
Требования к информационно-аналитической системе ДС
  • взаимосвязь всех элементов;
  • динамичность и развитие;
  • необходимость информации с целью коррекции системы;
  • соответствие цели образования;
  • соответствие со стороны управленческого аппарата моральным и социальным нормам.
Мониторинг не самоцель, а средство глубокого изучения и надежный инструмент педагогического управления педагогическим процессом.

Педагогическая оценка – условие достижения социально-значимых результатов образования дошкольника.
Педагогическая диагностика призвана:
  • оптимизировать процесс индивидуального обучения;
  • обеспечить правильное определение результатов обучения;
  • руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки
Педагогическая оценка включает в себя:
  • определение предмета, состава, содержания педагогической оценки;
  • отбор системы показателей и измерителей;
  • сбор информации;
  • регистрацию полученных данных;
  • сравнение;
  • анализ;
  • интерпретацию полученных данных;
  • прогнозирование;
  • формы представления результатов (презентация, методические разработки, аналитические справки, отчетность перед родителями).
План проведения диагностики
 
Месяц Форма Ответственный
Сентябрь Контрольные занятия по ФЭМП, социальному миру, природному миру. Воспитатели.
Педагогическое обследование по игре, культурно-гигиеническим навыкам, музыкально-творческим способностям детей. Воспитатели,
музыкальные руководители
Диагностика уровня физической подготовки детей Инструктор по физической культуре
Контрольные задания по выявлению степени сформированности психических процессов в старших и подготовительных к школе групп Педагог-психолог
Наблюдение за адаптацией детей в ясельных группах Воспитатели, медсестра
Октябрь Обследование психических процессов у детей Педагог-психолог
Ноябрь Тематическое обследование по валеологии детей средних, старших, подготовительных групп. Воспитатели
Обследование уровня развития речи у детей Воспитатели,
учитель-логопед
Январь-февраль Обследование коммуникативных способностей детей. Воспитатели,
педагог- психолог
Март Тематическое обследование по устному народному творчеству Воспитатели.
Педагогическое обследование детей 3,5,7 года жизни. Учитель-логопед,
Воспитатели
Определение ловкости и координационных способностей. Инструктор по физической культуре
Апрель Обследование детей по ППБ и ПДД Воспитатели
Диагностика готовности к школе детей подготовительных групп Старший воспитатель,
педагог-психолог,
воспитатели.
Май Контрольные занятия по ФЭМП, социальному миру, природному миру. Воспитатели
Педагогические обследования по игре, культурно-гигиеническим навыкам, музыкально – творческим способностям детей. Воспитатели,
музыкальные руководители
Диагностика уровня физической подготовки детей Инструктор по физической культуре
Контрольные задания по выявлению степени сформированности психических процессов в старших и подготовительных к школе групп Педагог-психолог
Оформление индивидуальных карт развития ребенка. Воспитатели,
специалисты
 
Для осуществления мониторинга за качеством образовательного процесса в детском саду разработан график внутрисадового контроля, который был разделен на 5 блоков.
 
Блок № 1 .Уровень воспитанности, сформированности первоначальных навыков и умений, развития у детей
  1. Уровень воспитанности
    • культура поведения;
    • нравственные качества;
    • эстетические представления;
    • культурно- гигиенические навыки;
    • самообслуживание;
    • отношение к сверстникам.
  2. Уровень развития
    • внимание, память, мышление
    • эмоции
    • физическое развитие и здоровье
  3. Уровень сформирования навыков и умений
    • полнота и глубина знаний по разным направлениям
    • умение применять эти знания в разных ситуациях
 
Блок № 2. Уровень профессиональной компетентности. Качество образовательного процесса.
  1. Качество постановки целей и педагогических задач
  2. Эффективность достижения целей и решения педагогических задач.
  3. Эффективность реализуемых методик и педагогических технологий.
  4. Качество содержания учебного материала
 
Блок № 3. Состояние воспитательной работы.
  1. Наличие воспитательной системы
  2. Критерии оценки воспитательной системы:
    • критерии факта;
    • критерии качества
 
Блок № 4. Методическая работа
  1. Система методической работы
    • ее сущность и задачи
    • содержание
    • формы организации работы
  2. Управление методической работой:
    • создание условий
    • планирование и организация
    • профессиональное самосовершенство
    • изучение, обобщение и распространение опыта
    • анализ эффективности методической работы
 
«На выходе» ребенка из дошкольного образования проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика по методике Н.Н. Павловой Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду», утвержденная специалистами методического объединения в 2010 году, которая определяется как диагностика психологической и физической готовности ребенка к школе.

Основные задачи психолого – педагогической диагностики:
  1. выявление особенностей психического развития детей с целью разработки индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
  2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;
  3. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школе (при условии, что им не исполнилось еще 7 лет)».
 
При этом диагностика должна быть критериально - ориентированной (ориентированной на некоторые качественные характеристики), а не формально-нормативной (ориентированной на статистическую норму).

Использование в качестве критерия развития социально-психологического норматива выдвигает на первый план качественный способ обработки результатов диагностического обследования.

Использование социально-психологического норматива вместо статистической нормы при интерпретации результатов обследования представляет психологу важную информацию о качественном своеобразии развития интеллектуальной сферы ребенка
На основании выше изложенного в переходный период, перед педагогическим коллективом будут стоять следующие цели и задачи работы по созданию диагностики, позволяющей определять результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Цель: создание диагностического инструментария, позволяющего определять результаты освоения образовательной программы в дошкольном возрасте с учетом заявленной теоретико-методологической основы (культурно-исторического, деятельностного и личностного подходов).

Задачи:
  1. Выделить критерии развития в каждом возрастном подпериоде (младший, средний, старший дошкольный возраст) и к концу дошкольного возраста в целом.
  2. Описать критериальную норму развития в дошкольном возрасте в каждом возрастном подпериоде (младший, средний, старший дошкольный возраст) и к концу дошкольного возраста в целом.
  3. Создать базовый комплект методик для определения результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования на основе представлений, содержащихся в культурно-исторической концепции развития психики о возрастных закономерностях психического развития ребенка-дошкольника (с учетом положения о преемственности обучения детей в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе).